Дистанционное обучение сотрудников аптек, тонкости организации

Сегодня дистанционное обучение стало обычным явлением практически во всех сферах, и аптечная отрасль не является исключением. Но если одни осваивают возможности, которые предоставляют им современные технологии, другие относятся к идее дистанционного обучения первостольников скептически.

Действительно ли интернет-курсы являются пустой тратой времени? Когда необходимо проводить дистанционное обучение сотрудников аптек? В чем состоят особенности передачи знаний таким способом? Как вовлечь фармацевта в процесс обучения?

В этих вопросах разбирались эксперты в ходе Международного делового медико-фармацевтического форума «Аптека–2018».

Преимущества дистанционного обучения

Одна из причин, выгодно отличающая такой формат от традиционного, заключается в экономии времени. Людям, находящимся на рабочем месте, не надо откладывать все дела, чтобы добраться до места обучения. Пройти обучение можно и во время перерыва, в том числе и через мобильное приложение, при этом, все необходимое для занятий находится под рукой.

Как правило, во время прохождения занятий можно прерваться и вернуться к ним позже, так как многие образовательные платформы предоставляют возможность просмотреть занятия в записи.

Кроме того, дистанционное обучение, как правило, обходится дешевле обычных курсов. Единственный нюанс – куда больше значение при этом подходе отводится самоконтролю.

Как выбрать подходящую модель дистанционного обучения?

Прежде чем определиться с выбором образовательной модели, необходимо установить, есть ли такая необходимость у аптечной сети вообще. По мнению директора компании «Фармклуб» Елены Шевелевой, обучать сотрудников на расстоянии аптеке нужно в случаях, если:

  • есть территориальное распределение филиалов;
  • необходимо постоянное повышение квалификации персонала;
  • нет возможности регулярно проводить очное обучение;
  • ограничен бюджет;
  • отсутствует системность в обучении.

Выбор инструментов должен зависеть от того, кого именно аптека хочет обучать: это могут быть первостольники (провизоры, фармацевты), и тогда целью обучения становятся знание ассортимента, стандартов обслуживания, фармацевтического порядка и особенностей аптечных продаж; или заведующие аптеками, которым необходимы знания в области управления аптекой и ее персоналом, повышения личной эффективности, а также правовые ликбезы и информация по товарным категориям.

Какую систему выбрать – собственной разработки или готовую?

Выбор платформы дистанционного обучения – один из самых важных вопросов. При поиске сервиса эксперт советует обращать внимание на функциональность, современный дизайн, адаптивность платформы, опыт внедрения провайдера, возможность модульного обучения, организацию технической поддержки, возможность быстрой установки и настройки, способ получения отчетности – самостоятельно или через провайдера, и, конечно же, цену и ценовую политику.

Свои плюсы и минусы есть как у платформы собственной разработки, так и у готового (коробочного) решения. К примеру, разработав образовательную платформу под себя, сеть аптек может рассчитывать на реализацию любого функционала, но при этом могут быть сложности при интеграции с другими сервисами, а при выборе коробочного решения плюсом станет скорость запуска системы, но с отсутствием ряда важных функций, без реализации новых возможностей и со стандартным дизайном, вместо корпоративных цветов оформления. Кроме всего, эти образовательные платформы подвержены быстрому устареванию, предупреждает эксперт.

Как мотивировать персонал аптеки

Пожалуй, главным мотивационным фактором на прохождение обучения в режиме онлайн является начисление баллов в системе непрерывного фармацевтического образования. Но далеко не все онлайн-курсы для аптечных работников могут предложить такую возможность. И когда работодатель настаивает на дистанционном обучении персонала, у многих первостольников возникает вопрос: «Зачем тратить время на подобные образовательные курсы?» Для одних – это скучно и непонятно, у других нет желания учиться, а третьи могут воспротивиться из-за ощущения принуждения.

Для формирования мотивации нужно создать привычку заходить каждый день на образовательную онлайн-площадку, считает Татьяна Ходанович, управляющий директор Pharmedu.ru. Первостольникам могут пригодиться размещенные на портале вспомогательные сервисы и материалы. Это – необходимая в работе информация, дайджест актуальных новостей, изложенных доступным языком, информация о СОПах (стандартных операционных процедурах), изменениях в законодательстве (приказах Минздрава и т.д.), консультации юриста и психолога, ведь фармацевтам как специалистам, работающим напрямую с людьми, не чуждо профессиональное выгорание.

По мнению эксперта, достаточно ежедневно посвящать занятиям 15-20 минут непрерывного времени, а задания можно доделать позже.

Порционность, системность, регулярность

Подход к вовлечению сотрудников аптек, по мнению специалистов, должен быть ненавязчивым, без давления. По мнению Софьи Данилиной, руководителя направления по обучению ГК «ФораФарм», помимо вышеперечисленного, главное в дистанционном формировании навыков – это порционность подачи материала. Максимальное время, которое сотрудник готов потратить, к примеру, на вебинар, не более 45 минут.

Следует придерживаться системности – например, ставить задачу увеличения эффективности консультаций и продаж, для чего необходимо предоставить информацию о предлагаемом препарате или продукте, наработать навыки по грамотной и быстрой презентации препарата, корректной работе с возражениями.

Далее на первый план выходит регулярность – считается, что на формирование навыка уходит не менее 21 дня (при условии занятий по 20-30 минут 2-3 раза в неделю). Обычно 1-2 навыков достаточно для решения какой-либо одной бизнес-задачи.

Для вовлеченности специалисты рекомендуют применять элементы игр и соревнований. Почему бы не провести конкурс на самую клиентоориентированную аптеку в округе? Такие игровые задания нравятся многим и повышают интерес к обучению.

Также важно разнообразие инструментария – видеоуроки, презентации, тесты подходят для дистанционного формата, а круглые столы, занятия и дискуссии могут проводиться очно под руководством наставника.

По словам эксперта, при составлении курса важно соблюдать баланс: 20% времени необходимо отводить на теоретическую часть, 60% – на практические занятия (30% которых выполняются самостоятельно и столько же – под руководством наставника) и 20% – на интерактивные занятия.

Помимо этого важно наличие обратной связисистемы оценки прогресса и технической поддержки.

Как ценить эффективность обучения

И фармацевтические компании, и аптечные сети, вкладывая деньги в дистанционное обучение, хотят получить один и тот же результат – рост продаж. Но, как показывают исследования, реальность не совпадает с ожиданиями, и если даже продажи после этого растут, то весьма незначительно.

Задача обучения может заключаться в том, чтобы дать фармацевту возможность разобраться в каких-либо вопросах, быть в курсе актуальных изменений, и иметь возможность дать покупателю нужные ответы, при необходимости донести до него новый статус продукта. Именно эта цель должна лежать в основе обучения, и в том числе по ней стоит оценивать и его эффективность. По мнению Татьяны Ходанович, кроме этого эффективность обучения можно проверить путем анализа динамики изменений по некоторым векторным точкам, например, через опросы call-центра или на сайте.

Важно заранее планировать стратегию дистанционного обучения, определившись с целями и задачами для каждой конкретной организации, утверждают специалисты.

https://lekoboz.ru/farmrynok/kak-organizovat-distantsionnoe-obuchenie-sotrudnikov-aptek

Добавить комментарий