Из аптек выписывают маркетинг

Фармацевтов предложено наказывать за навязывание лекарств

Аптеки в 60% случаев навязывают покупателям препараты, с производителями которых они подписали маркетинговые договоры, об этом уведомил Минпромторг союз «Национальная фармацевтическая палата». Поэтому надо запретить эту практику под угрозой отстранения от работы на полгода фармацевтов-нарушителей, предлагают министерству члены союза. В начале 2019 года парламентская фракция «Единая Россия» решила инициировать ограничения размеров бонусов, получаемых фармрозницей за продвижение определенных лекарств. Если это случится, то аптеки повысят цены не менее чем на 10%, предупреждают игроки рынка.

Союз «Национальная фармацевтическая палата» (НФП) считает необходимым регулировать взаимодействие между аптечными сетями и производителями. Об этом НФП написала замминистра промышленности и торговли РФ Сергею Цыбу. В письме (копия есть у “Ъ”) предлагается запретить приоритетную рекомендацию конкретного препарата покупателям в рамках маркетинговых договоров между аптечными сетями и производителями. При нарушении запрета предполагается приостанавливать действие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации фармработника на срок до шести месяцев. Соответствующие обязательные проверки нужно внести в регламент проведения контрольной закупки Росздравнадзора, говорится в письме. Из него следует, что в противном случае пациент приобретает навязанный ему препарат, а не рекомендованный врачом.

НФП образована рядом отраслевых организаций, объединяющих аптеки и производителей. Впрочем, крупные сети туда не входят. Как сообщил “Ъ” представитель НФП Дмитрий Целоусов, письма о регулировании маркетинговых договоров направлялись также в Минздрав и Госдуму. Оперативно получить комментарий в Минпромторге и Минздраве не удалось. В аппарате парламентской фракции «Единой России», которая в феврале 2019 года начала работу по регулированию взаимодействия производителей и аптек, сообщили “Ъ”, что письмо от НФП пока не получали.

Популярным в России лекарствам не хватает доказанной эффективности

Свое предложение ввести регулирование взаимодействия между аптечными сетями и производителями НФП аргументирует данными исследования Ipsos Healthcare за 2018 год. Согласно этому анализу, в 43% случаев покупатель, описав симптомы, просит фармацевта порекомендовать препарат. Чаще всего специалист советует то лекарство, на которое сеть имеет договор, и в 65% случаев пациент следует рекомендациям. Причем при запросе конкретного препарата специалист в 60% случаев переключает внимание покупателя на приоритетный, так как зачастую маркетинговые договоры включают условие по ограничению на продажу лекарств конкурентов. Бонус сети может достигать 6 млн руб., уточняют авторы письма.

По словам Дмитрия Целоусова, сейчас в Госдуме обсуждается вопрос ограничения маркетинговых бонусов аптечным сетям от фармпроизводителей по аналогии с продовольственной розницей, представители которой могут получать вознаграждение не более 5% от объема поставки. При этом в продуктовом ритейле такая практика привела к тому, что в обход ограничений маркетинговые бонусы предоставляются под видом других услуг, признает господин Целоусов.

Как сократились продажи крупнейших поставщиков из-за новых требований к аптечным сетям

Вопрос регулирования маркетинговых бонусов действительно обсуждается, подтвердил “Ъ” первый замруководителя фракции «Единая Россия» по законопроектной деятельности Андрей Исаев. Однако, добавил он, определенного решения пока нет, но депутаты, в частности, хотят добиться того, чтобы аптеки предлагали не только самые дорогие лекарства. Господин Исаев возглавляет созданную недавно в Госдуме рабочую группу по совершенствованию лекарственного обеспечения граждан.

Управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский утверждает, что маркетинговые договоры не предусматривают предложения пациентам конкретных лекарств, так как это запрещено законодательством. По его словам, большинство сетей работают с низкой рентабельностью и бонусы идут в том числе на выплату налогов и зарплаты сотрудникам. Если их размер ограничить, то в перспективе ближайших трех лет цены на лекарства в среднем по рынку вырастут на 5%, прогнозирует он. По подсчетам гендиректора сети «Неофарм» Евгения Нифантьева, цены вырастут не меньше чем на 10%, так как маркетинговые бонусы получают не только аптечные сети, но и дистрибуторы. Соответственно, рост цен будет на уровне и тех и других, прогнозирует он.

Мария Котова, Максим Иванов

Прозрачность против откатов

Мировая практика

В 2010 году в США после многочисленных скандалов с откатами врачам от фармацевтов был принят закон Physician Payments Sunshine Act, обязывающий производителей медицинской продукции раскрывать информацию о любом вознаграждении для сотрудников медицинских учреждений, а также об инвестициях врачей в медицинские и фармкомпании. Информация доступна для пользователей с августа 2013 года, в частности, на портале НКО ProPublica, в разделе Dollars for Docs («Доллары для врачей»). Сейчас на портале содержится информация о выплатах и других видах компенсаций на общую сумму $9,15 млрд для 904 тыс. врачей. Также публикуются рейтинги фармкомпаний, которые потратили больше всего средств на выплаты врачам (в настоящее время на первом месте — Genentech с $1,1 млрд); докторов и больниц, которые больше всего получили от компаний. Несмотря на это, скандалы время от времени возникают. По итогам только 2015 финансового года Минюст США получил $1,9 млрд в виде штрафов за подобные махинации. Но вина конкретных лиц признается довольно редко, потому что следователям сложно доказать факт наличия преступного намерения. В 2011 году Европейская ассоциация участников фармацевтической индустрии приняла кодекс поведения, в рамках которого компании обязались раскрывать все виды поощрений врачам. Например, в Великобритании в 2016 году Ассоциация фармацевтической промышленности создала интернет-портал Disclosure UK, на котором можно вести поиск как по фамилии врача, так и по названию больницы или фармкомпании.

Евгений Хвостик